rem235 (rem235) wrote,
rem235
rem235

Сумерки углеводородной цивилизации

Кровь течет по артериям и венам человеческого тела, оживляя каждую клетку организма.
Коммуникации современной цивилизации также обеспечивает жидкость, а именно нефть.

Можно много говорить о развитии электрического транспорта, но пока он реально существует в полуигрушечном виде при перевозке пассажиров в легковом транспорте, в крупных объемах при крупнотоннажной перевозке по железной дороге и в качестве небольшой доли морских перевозок атомоходами.

Фактически подавляющая часть мировой логистики обеспечивается с помощью двигателя внутреннего сгорания (ДВС), работающего на продуктах переработки углеводородов.

Достаточно просто представить, что будет, если нефть исчезнет: произойдет жесткое упрощение коммуникаций цивилизации. В приложении к обычному человеку: это значит невозможность обеспечить себя продуктами: все сельское хозяйство работает на ДВС, вся транспортная логистика по производству еды и ее реализации по торговым точкам завязана на ДВС. Аналогичная ситуация в отношении одежды, уборки мусора и прочих достижений цивилизации. Грубо можно сказать, что практически не существует мобильного грузового транспорта (не жд) не работающего на ДВС.

Резкое сокращение добычи нефти приведет к невозможности обеспечить производство товаров народного потребления и их логистику в глобальном масштабе, а следовательно к катастрофическому падению уровня жизни большинства населения современного мира и разрушению привычной современному человеку цивилизации.

Вопрос: насколько вероятно резкое сокращение добычи нефти в обозримой перспективе?
На официальном сайте ОПЕК http://asb.opec.org/index.php/data-download
в открытом доступе содержится информация об уровне добычи нефти по странам мира (Таблица 3.6), о количестве действующих буровых установок по странам мира (Таблица 3.2), об извлекаемых нефтяных запасах по странам мира (Таблица 3.1.) .
Анализ таблиц показывает, что добыча нефти по странам мира падает или стагнирует, количество буровых установок неуклонно растет, извлекаемые нефтяные запасы неуклонно растут.
К примеру, Венесуэла стала чемпионом мира по извлекаемым нефтяным запасам, при этом добыча нефти в Венесуэле падает, а количество действующих буровых растет.
Очевидно, что в мире происходит интенсификация нефтедобычи, данный процесс затронул фактически все основные нефтедобывающие страны.
В нормальном виде график разработки любого нефтяного месторождения имеет вид кривой Гаусса с длинным хвостом. Интенсификация добычи нефти позволяет добиться ровного плато на графике добычи в течение практически всего срока добычи на месторождении.
Вместе с тем при приближении к пределу исчерпания запасов месторождения добыча падает драматически со скоростью более 10% в год, а срок эксплуатации месторождения сокращается в разы по сравнению с неинтенсивными способами добычи нефти.
Драматическое падение добычи нефти на месторождении в результате интенсификации получило название Seneca Cliff (от названия первой нефтяной компании мира «Seneca  oil»).
Интенсификация добычи нефти происходит повсеместно, соответственно не исключен вариант практически одновременного столкновения со стеной Сенеки основных нефтедобывающих стран.
В первую очередь России и Саудовской Аравии. В  Саудовской Аравии в самое ближайшее время будет достигнут предел исчерпания запасов месторождения Гавар.
Русскоязычная статья про Гавар
Англоязычная статья про Гавар и стену Сенеки.
По России значимых статей нет, но точно известно, что последние 20 лет нефтяные поля Западной Сибири разрабатывались именно интенсивным способом.


При практически одновременном и весьма вероятном в самое ближайшее время (горизонт 5-10 лет) столкновении со стеной Сенеки России и Саудовской Аравии, для мировой цивилизации наступят черные времена.
Падение на 50% нефтедобычи  в Саудовской Аравии и России в течение короткого временного отрезка (5 лет), сократят экспортный потенциал продажи нефти этих стран практически до нуля. Интенсификация добычи нефти в других странах с целью восполнить дефицит разобьет нефтедобычу этих стран о стену Сенеки. Результат по цепочке: коллапс добычи нефти, коллапс потребления нефти, коллапс производства товаров народного потребления, коллапс мировой логистики, голод, болезни, войны - разрушение цивилизации.

Как избежать драмы? Кто-то скажет про сланцевую революцию. Для разрушения мифа о сланцевой революции достаточно посмотреть на США из космоса
Нефтяное поле Баккен светится на снимке, как многомиллионный Чикаго. Такой яркий свет дает попутный газ, пережигаемый в факелах буровых установок. Закономерный вопрос как при такой относительно высокой себестоимости сланцевой нефти, ценный продукт (попутный газ) не используется, а фактически выбрасывается на ветер. Ответ прост,  как рядовому китайцу было наплевать зачем великому Мао понадобилась куча выплавленной стали, так и американским нефтяникам наплевать на все кроме количества баррелей добываемой сланцевой нефти. Исследования коэффициента EROEI сланцевой нефти дают величину в районе 1, т.е. на добычу 1 барреля сланцевой нефти нужно потратить 1 баррель нефти в энергетическом эквиваленте. Соответственно реально добыча сланцевой нефти не увеличивает производство нефти, а служит фактором снижения стоимости нефти в условиях баланса спроса и предложения. При жестком дисбалансе между производством и потреблением добыча сланцевой нефти абсолютно бессмысленное занятие.
Сланцевая нефть в условиях существующего мирового баланса спроса и предложения безусловно выгодна американским нефтянникам, США как государству, но решить вопрос грядущего глобального дефицита нефти она не в состоянии. С другой стороны без этих 4-5 млн. баррелей в день сланцевой нефти мировая экономика уже сейчас столкнулась бы с жестким дефицитом нефти, который еще цветочки по сравнению с предстоящим катаклизмом.


Для мирного недопущения темных времен в ближайшем будущем необходимы жесткие радикальные меры в мировом масштабе.
1.      Запрет личного легкового транспорта, работающего на ДВС.
2.      Запрет интенсивной добычи нефти.
3.      Разработка и производство электрического  грузового и пассажирского транспорта с  обеспечивающей инфраструктурой.
4.      Жесткое ограничение количества авиаперелетов.
5.      Жесткое ограничение количества космических запусков.
6.      Жесткое ограничение выработки электроэнергии из углеводородов с последующим запретом.

Очевидно, что первый пункт плана фактически не осуществим. Ни один президент США, канцлер Германии, президент Франции, премьер-министр Влекобритании не пойдет на запрет личного легкового транспорта, работающего на ДВС, поскольку: автопром - существенная и очень важная часть экономики, автомобиль – традиционное средство передвижения и показатель достатка, личной свободы и т.д.

Очевидно, что второй пункт плана фактически не осуществим. Ни один король Саудовской Аравии, президент России, президент Венесуэлы, король Норвегии не пойдет на запрет интенсивной добычи нефти, поскольку нефтедобыча дает основную часть поступлений в бюджет, от которого зависит благосостояние всех граждан страны.
Остальные пункты без реализации первых двух не имеют практического смысла.

Вывод: реальные шансы мирного перехода от углеводородной цивилизации к следующему укладу околонулевые.
На повестке дня - большая война.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments